Туризм и банкротства: как подстелить соломки?

За осень исключены из реестра Ростуризма 135 туроператоров: ведомство удалило информацию о туроператорах, которые не предоставили сведения о финобеспечении. С июня по октябрь объявили об остановке деятельности около десяти туроператоров и центров бронирования туров, среди которых несколько крупных компаний, работавших с начала 90-х: «Натали Турс», DSBW Tour, «Данко Трэвел», Polar Tour, «РоссТур».

Кто заплатит компенсацию?

Из-за банкротства туристических компаний в этом году пострадали более 70 тысяч россиян. И хотя Ростуризм подготовил памятку для туристов о том, как действовать, если туроператор обанкротился, никому из нас не хотелось бы когда-либо ею воспользоваться. Есть ли способы обезопасить себя от того, чтобы в отпуске вместо отдыха заниматься подготовкой документов для получения компенсации за него?

 

— Крупные туроператоры сотрудничают только с серьёзными, надёжными турагентствами с хорошей репутацией, — объясняет старший менеджер клуба путешествий «Релакс» на Первомайском проспекте, д. 33 Наталия ОРЛОВА. — Соответственно остальные агентства, которых на рынке немало, не могут заключить прямой договор с туроператором и работают через центры бронирования.

— Наталия, чем рискует человек, который покупает тур у таких агентств?

— Главный риск в том, что центр бронирования в любой момент может разориться и потери в таком случае никто туристу не компенсирует. А туроператор должен быть включён в Единый государственный реестр и существует на основании определённых финансовых гарантий. В случае разорения эти деньги распределяются между всеми туристами, оплатившими несостоявшиеся туры.

 

Также надо знать, что в турах, купленных через центры бронирования, гораздо чаще случается овербукинг (сверхбронирование). Глава Ростуризма Олег САФОНОВ в одном из своих выступлений дал пояснение на этот счёт: «Стандартная схема взаимодействия туроператора и турагента предполагает наличие прямых договоров между ними. В данном случае вклинивается третий — центр бронирования. Эти центры являются механизмом повышения маржинальности турагентского рынка. Турагенты сознательно осуществляют расчёты с туроператорами через эти центры бронирования».

Читаем договор

— У агентства с туроператором, формирующим ваш тур, должен быть прямой договор. При бронировании вы можете попросить показать его — не стесняйтесь, ведь речь идёт о вашей безопасности, — подчёркивает Наталия. — Также надо внимательно изучить платёжные документы и ваш договор с агентством: в нём должны быть прописаны условия медицинской страховки, размер страхового покрытия, действия при наступлении страхового случая, а в кассовом чеке онлайн-кассы должен быть QR-код для проверки платежа. Если что-то кажется непонятным или подозрительным, не бойтесь задавать вопросы. Договор храните до конца поездки. Ещё один важный момент — страховка оператора: она не должна заканчиваться до вашего возвращения из отпуска. Информацию об этом следует уточнить заранее, до заключения договора.

 

Свой выбор в пользу мелких турагентов с сомнительной репутацией люди делают потому, что их цена за тур дешевле. Но здесь есть множество подводных камней. Например, туристу могут не сказать, что, хотя цена за тур ниже, существует установленная авиакомпанией доплата, о которой он узнает только в аэропорту. «Перед покупкой путёвки следует ознакомиться со средней ценой туров по данному направлению. От подозрительно дешёвых предложений лучше отказаться», — рекомендует Ростуризм. Ведомство отмечает, что низкая цена часто говорит о финансовых проблемах турфирмы.

— По факту туры, купленные «со скидкой» у маленьких агентств, обходятся туристу после всех доплат примерно в ту же сумму, которую сразу озвучивают крупные турагентства, — говорит Наталия. — Лучше иметь дело с надёжной компанией!

 

Юлия Верёвкина

7 ноября 2018 года.

Использованы изображения Shutterstoсk/Fotodom