«Что будет с моим отпуском?»

Такой вопрос сейчас задаёт себе большинство туристов. Из-за непростой ситуации с пандемией коронавируса люди в растерянности: они уже купили тур, но не знают, состоится ли поездка и что делать дальше. На самые горячие вопросы отвечает директор офиса клуба путешествий «Релакс» на улице Есенина, д. 43 Татьяна ДЕМКИНА.

 

 

— Туроператор предлагает вместо возврата перебронировать тур на другие даты. Принимать ли такое предложение?

— Конечно! Это самое разумное решение, которое может сейчас предложить туроператор. Оно не только сохранит деньги туристов, но и гарантирует осуществление поездки в период, когда пандемия завершится. Добавлю, что многие туроператоры предлагают перенос средств по льготному (фиксированному) курсу валюты, что в нынешних условиях очень выгодно.

Почему перебронирование тура может быть выгоднее, чем возврат денег?

— Коронавирус внёс в нашу жизнь массу изменений. Не исключено, что для некоторых людей туризм не будет главным приоритетом на ближайшее время. Вместе с тем находящийся у туроператора депозит позволит кому-то даже в самой непростой финансовой ситуации дать себе передышку. Согласитесь, многим из нас потребуется (или уже требуется) отпуск. Человек не робот, ему просто необходимо иногда отдыхать. 

Не будем забывать, что при аннулировании туров туроператор имеет право удержать с вас фактически понесённые расходы. А это чревато потерей некоторой суммы. Если же речь о переносе отпуска, можно подобрать тур без каких-либо удержаний и доплат.

Если пойти в суд, дело обязательно обернётся в пользу клиента? Можно ли верить юристам, которые предлагают составить якобы беспроигрышное исковое заявление (конечно, за деньги)?

— Стопроцентной гарантии выигрыша в суде никто дать не может. Если кто-то из юристов об этом заявляет, есть повод усомниться в его компетентности. Сегодня туроператоры формируют общую позицию на случай судебных разбирательств. Она основывается на наступлении форс-мажорных обстоятельств. Мнение судов по этому поводу ещё никому не известно, так как нет практики по рассмотрению подобных дел.

Что касается самого судебного разбирательства, то это процесс достаточно долгий. В нынешних условиях он может ещё и затянуться. Поэтому перенос сроков или направления тура может быть туристу гораздо выгоднее, чем многомесячные разбирательства с неизвестным результатом в итоге и оплатой услуг юриста за каждое заседание суда.

Должно ли туристическое агентство возвращать туристам деньги из собственных средств?

— Нет, не должно. Турагентство лишь посредник между туристом и туроператором, оно действует на основании агентского договора. Турпродукт формирует туроператор, соответственно денежные средства, полученные от туриста, направляются ему. И вернуть их туристу турагентство может только тогда, когда получит возврат от туроператора.

После выхода Распоряжения Правительства РФ от 4 апреля 2020 года № 898-р должен ли туроператор немедленно вернуть деньги клиенту за любой пакетный тур, который он хочет отменить из-за коронавируса?

— Давайте разберёмся с документами. Распоряжение Правительства от 4 апреля 2020 года № 898-р появилось ввиду недавних изменений в законе «Об основах туристской деятельности в РФ». Изменения внесли в статью 11.8. Часть первая данной статьи звучит следующим образом: «В случае принятия иностранным государством решения об ограничении въезда туристов в страну (место) временного пребывания или возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, Правительством Российской Федерации может быть принято решение о возврате туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из средств фонда персональной ответственности туроператора…»

Таким образом, речь идёт о возвратах денег из фонда туроператора, сформированного при объединении «Турпомощь», а не о возвратах из средств самих туроператоров. Более того, распоряжение № 898-р не обязывает туроператоров делать выплаты из фонда, а лишь даёт им такую возможность. Поэтому постановление от 4 апреля само по себе не обязывает туроператора вернуть туристу деньги за уже оплаченную поездку.

На туры в какие страны распространяется действие этого постановления № 898-р? И туров на какие даты оно касается?

— Речь идёт о странах, которые издали акт, ограничивающий въезд граждан России (туристов) на свою территорию. А также о странах, которые Ростуризм признал опасными для жизни и здоровья российских граждан. Это КНР, Италия, Южная Корея и Иран. Что касается дат, то возврат средств можно будет получить только за те туры, начало которых — до 1 июня 2020 года.

На всех ли туристов хватит денег из фондов персональной ответственности туроператоров?

— Сегодня на рынке практически нет туроператоров, которые сформировали фонд персональной ответственности в полном объёме. Дело в том, что максимальный объём средств фонда равен 7% от оборота туроператора за предыдущий год. Но при этом туроператор обязан пополнять этот фонд всего на 1% в год. Фонды стали формироваться с 2017 года, а значит, в них попросту не успели перечислить все средства. Таким образом, рассчитывать на стопроцентные выплаты всем гражданам, у которых аннулируются туры, не приходится. 

Также добавлю: некоторые туроператоры могут решить не использовать средства из своего персонального фонда для выплат туристам. Так что, на мой взгляд, нужно как следует обдумать сложившуюся ситуацию и перенести поездку на более поздний срок. Нашим туристам мы рекомендуем именно такой вариант решения проблемы.

 

Галина Беляева

22 апреля 2020 года.

Использованы изображения Depositphotos.